Как собственнику управлять своим бизнесом удалённо

Четыре правила Евгения Островского

IT-инструменты, которые использует Евгений Островский

Многие предприниматели считают, что управлять собственным бизнесом удалённо невозможно: небольшой компании нужен энергогенератор в лице её основателя и постоянный контроль с его стороны. Но с течением времени становится всё больше предпринимателей, которые не только нанимают удалённых сотрудников, но и сами управляют своим бизнесом удалённо. Один из таких – создатель международной сети job-сайтов Larixon Евгений Островский, который поделился своим опытом удалённого управления.

Досье

Евгений Островский. 35 лет, предприниматель из Екатеринбурга, сооснователь и генеральный директор компании Larixon Ltd (международная сеть сайтов поиска работы). Образование: Уральский государственный технический университет (специальность – экономист-математик). Живёт на Кипре, бизнесом руководит удалённо. Женат, трое детей.

Почему «удалёнка» – это круто

Идеи об удалённой работе приходят с того момента, когда ты начинаешь нанимать удалённых сотрудников.

С середины 2000-х, когда мы стали заниматься интернет-бизнесом, мы уже понемногу нанимали людей на удалённую работу. В то далекое время из средств коммуникации была разве что кривая ICQ, работающая только на компьютере. Но даже тогда мы понимали, что нанять человека из Нижнего Тагила на простую работу, например, модератором, дешевле и выгодней, чем искать такого же в офис в Екатеринбурге.

За 10 с лишним лет средства коммуникации настолько далеко шагнули вперёд, что сейчас запросто можно устроить конференц-связь с прекрасным качеством между четырьмя-пятью людьми в разных точках планеты: скорость интернета, мобильный интернет, мессенджеры и ip-телефония позволяют это всё делать.

Примерно год назад мы поставили себе специальную задачу: по возможности нанимать людей на удалённую работу. Не потому, что мы такие умные и прогрессивные – жизнь заставила.

Нам нужны были разработчики, которых в Екатеринбурге в офис найти крайне сложно. Спустя год у нас появился почти десяток новых сотрудников, которые нас даже в глаза не видели: Оренбург, Серов, Киров, Москва и даже Севастополь.

И если раньше мы лишь слегка заглядывали в мир найма людей с глобального рынка труда, то сейчас мы уже полноценно в нём работаем. А этот рынок труда, я вас уверяю, огромен и разнообразен.

Мы свободны для найма людей из любых точек мира, а люди свободны для работы на компании из любых точек мира. Для нас это шанс нанимать лучших людей и самим жить в любой точке планеты.

И вот теперь я задался вопросом: если разработчикам можно жить в Нижнем Новгороде, работать на какую-то компанию, размазанную по всему миру, то почему бы не попробовать и другим сотрудникам, в том числе мне.

Правило первое: учитывайте разницу во времени

С чем я столкнулся? Первое, самое банальное – разница во времени. Эта неприятная штука, к которой я ещё только начинаю привыкать. У нас сейчас люди раскиданы в восьми часовых поясах, плюс к этому я сам то в одном, то в другом.

В итоге, во-первых, изредка приходится работать ну совсем уж в нерабочее время, например, созваниваться в 5:00 или, наоборот, в 23:00.

В целом, к ненормированному рабочему дню любой предприниматель привык, но, учитывая разницу во времени, этот день становится не только ненормированным, но ещё скомканным и рваным.

Правило второе: практикуйте тайм-менеджмент

Во-вторых, приходится более внимательно следить за временем решения задач. Тайм-менеджмент – теперь моё всё.

Несколько раз я попадал в ситуацию, когда назначены совещания, а я просто не рассчитал время. Пару раз приходилось делать звонки из безумных мест: с бензоколонки, например. Но великая вещь – технологии: мобильный интернет, смартфон – и никто не заметил разницы, что я не в офисе и не при галстуке.

Правило третье: понты больше не работают

Третье – вы больше не можете пускать пыль в глаза внешними атрибутами!

Всего несколько лет назад наша компания занимала весь 25-й этаж «Высоцкого» (престижный офисно-деловой центр в Екатеринбурге – прим. редакции ), и это было круто. Приходящие люди замирали перед панорамными окнами, видели несколько десятков снующих людей, наблюдали офисную жизнь и восхищались крутостью нашей небольшой, но успешной компании.

Размазавшись по миру, стало сложно пускать пыль в глаза. Очень сложно объяснить, кто мы такие, чем занимаемся и где находимся. То ли сумасшедшие, то ли мошенники.

Правило четвёртое: харизма по телефону не передаётся

Четвёртое – забудьте о своей личной харизме и энергии руководителя как двигателе всей работы.

Пожалуй, самая большая неприятность обратной стороны медали – потеря энергетического обмена. Если бы жизнь компании, творение и дух можно было передавать сухими цифрами и словами, то всё было бы зашибись. Но по телефону не передашь горящие глаза, брызжущую кровь и адреналин.

Я согласен, что одна из задач лидера быть не самым умным, а самым энергичным. Пока мне очень не хватает офисного драйва. Мне не хватает шума и гама, воплей радости, когда что-то у команды получается.

Всё это, конечно, создаёт немалые сложности, но за короткое время я понял, что работать удалённо – это прорыв. Это как начать осваивать компьютер в конце 90-х. Думаю, удалённая работа всего и вся сильно изменит мир в будущем.

Не знаю, где и при каких условиях вы читаете это текст. Скажу лишь про себя, что сейчас мне пора идти на совещание, хотя на дворе почти 21:00 и уже темно. Зато я могу перед совещанием поплавать десять минут в бассейне под открытым кипрским небом.