БИЗНЕС ОБЪЕКТОВ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Важнейшим для эффективного получения бизнес-результата становится информационный фактор, который всё чаще является основой конкурентных преимуществ, позволяя привлекать лучшие ресурсы и реализовывать продукты на расширяющихся рынках. Одновременно развивается понимание особой модели «построения бизнеса в сложной зависимости от других бизнесов (экономических субъектов)». Для современных технологий эффективного управления наиболее характерны гибкость, мобильность, адаптивность и системность.
Всё больше акцент смещается от процессной модели бизнеса к объектной.
Ориентирование на бизнес-процессы предполагает активное выстраивание и управление моделью взаимосвязанных функций, закрепленных в регламентах и автоматизированных системах, для стабилизации поведенческой структуры компании в целом и системы менеджмента в частности .
Выделение в приоритет бизнес-объектов предлагает активное выстраивание и управление моделью взаимосвязанных сущностей, наделенных иерархически-упорядоченными возможностями (правами) и задачами (обязанностями), для стабилизации стратегии экономического субъекта в целом и системы менеджмента в частности .
Если управление бизнес-процессами позволяет стабилизировать бизнес на уровне исполнения алгоритмов (увязанных действий) для достижения поставленных тактических целей, то управление бизнес-объектами позволяет стабилизировать бизнес на уровне взаимодействующей модели (увязанных сущностей) для реализации стратегических целей (миссии).
Превосходство точки зрения на менеджмент, как на преимущественное управление бизнес-объектами заключается в обеспечении гибкости и мобильности бизнес-процессов. Ведь нет никакой необходимости детально проектировать (фиксировать) и контролировать (исправлять) бизнес-процессы. Задача более общего характера: собрать сеть компетентных взаимодействующих бизнес-объектов под единую динамично-развивающуюся стратегию. Такой подход действительно обладает более высоким уровнем абстракции и несколько сложнее, но на порядок устойчивее и адаптивнее в условиях постоянного изменения внутренних факторов и внешней среды.
Менеджмент информации как новый этап развития технологий управления бизнесом вынуждает обратиться к рассмотрению бизнеса не как к исполняемым делегированным властью процессам для достижения директивной цели, а как к взаимодействию разнонаправленных объектов, объединенных и выполняющих на взаимовыгодных и взаимозависимых условиях некую динамичную модель процессов для движения по координируемым целям в рамках согласованной стратегии (миссии).
Нарастающий менеджмент информации характеризуется в той или иной степени:
— интенсивным потреблением информации;
— глубокой качественной и количественной обработкой данных;
— активным генерированием и распространением информации разного вида и назначения;
— особым видом построения организационных структур;
— мобильностью использования ресурсов;
— привлечением независимых экспертов и исполнителей;
— устойчивой стратегией и подвижной тактикой её реализации;
— мощными информационными и технологическими инструментами, в том числе на праве владения и на праве пользования;
— применением специальным методов выстраивания адаптивных бизнес-процессов;
— преимуществом новых знаний и идей над основными фондами;
— широким и демократичным делегированием функционала.
Менеджмент информации так или иначе предлагает взглянуть на бизнес как на некую сеть обособленных взаимодействующих объектов для достижения некой общей цели. Это очень напоминает Интернет вещей. В принципе, это одна и та же концепция взаимодействия объектов или вещей в рамках целевой связывающей сети. Вот только для бизнеса особую важность имеют дополнительные предметные цели и задачи, реализация которых проектируется и организуется взаимодействием совершенно различных объектов, в том числе физических и виртуальных. Причем, если IoT – это система, которая существует в рамках единой технологической сети. то бизнес – это большой и длительный проект в рамках единой управленческой сети .
Развитие технологий заставляет бизнес меняться и подстраиваться под информационную насыщенную среду. А бизнес пытается выстраивать различные модели взаимодействия совершенно разных объектов:
— если вчера бизнес конструировал товар под «профиль клиента», то сегодня он вовлекает потенциальных клиентов в процессы проектирования и продвижение товара;
— если вчера бизнес отправлялся в банк за кредитом, то сегодня он активно участвует в краудфандинге;
— если вчера бизнес методом проб и ошибок общался с рынком и исследовал потребительские предпочтения, то сегодня он покупает большие данные (big data) для многофакторного анализа реакций рынка;
— если вчера бизнес жестко конкурировал за идеи, то сегодня он договаривается с конкурентами по вопросам разделяемого специализированного производства и введения общеотраслевых стандартов.
Акценты несомненно смещаются:
- вчера мы понимали экономику как производственно-финансовую систему, потребляющую ресурсы (материалы, сырье, оборудование, капитал, кадры и т. п.) и реализующую на монопольных или конкурентных рынках производимые товары, работы и услуги,
- сегодня с приходом эпохи глобальной информатизации и технологий менеджмента информации экономика всё более трансформируется в экспертно-управленческую систему, потребляющую информацию (знания, данных, опыт, модели, гипотезы и т. п.) и оптимизирующую взаимодействие независимых экономических субъектов в рамках компромиссного и эффективного потребления.
Очевидно, что для бизнеса важны разнообразные варианты объединения полезных действующих объектов в эффективные модели и нет явных причин ограничивать внимание физическими, либо логическими вещами. Для менеджмента скорее важно правильно идентифицировать и классифицировать объекты, чтобы корректно ими управлять.